Rambler's Top100
Оглавление

КНИГА ПЕРВАЯ

ГЛАВА 1
О ПРОИСШЕСТВИЯХ, ИСТОРИЮ МОСКВЫ ОБЪЯСНЯЮЩИХ ДО ТОЙ ЭПОХИ, КОГДА СЕЙ ГОРОД СДЕЛАЛСЯ СТОЛИЦЕЙ ВСЕЙ РОССИИ


Содержание главы:
  • Предания о начальном построении Москвы
  • Первое достоверное сказание о Москве
  • Кому принадлежала Москва до установления в ней удельного княжения
  • Происшествия, касающиеся до Москвы при удельном князе Данииле Александровиче
  • Происшествия при великом князе Георгии Даниловиче
  • Происшествия в Москве при великом князе Иоанне I
  • Происшествия при великом князе Семеоне Иоанновиче Гордом
  • Происшествия при великом князе Иоанне II
  • Происшествия при великом князе Димитрии Иоанновиче Донском
  • Происшествия при великом князе Василий I
  • Происшествия при великом князе Василии II

    1. Предания о начальном построении Москвы

    Современные летописцы не оставили нам достоверного известия о начале построения Москвы. Мог ли кто помыслить тогда, что городок, проявившийся в Суздальской, отдаленной от первопрестольного Киева стране, будет столицей обширнейшей в свете империи! Когда же Москва начала прославляться, то летописатели шестого на десять столетия, заимствуя многое из преданий словесных, примешали к повествованиям своим о построении ее много и произвольного. По сказанию их, суздальский князь Георгий (Юрий) Владимирович Долгорукий, сын Мономахов, приехав на берега реки Москвы в села подвластного ему боярина Степана Ивановича Кучки, приказал за дерзость и неповиновение умертвить его, а двух сыновей Кучковых Петра и Иоакима с прекрасной сестрой их Улитой отослал в удельный город свой Владимир. Георгий, взошел на высокую близ руки гору и смотря оттуда на окрестности, полюбил сие место. Там в густом лесу среди болота на островке мелькала хижинка, в которой жил пустынник Букал. Далее представлялись взору его села прежнего владельца: Воробьево на горе сего имени; Симоново, где монастырь Симоновский; Высоцкое, где Петровский монастырь; Кудрино; Кулишки, Сухазево (Сущево) и Кузнецкая слобода, кроме того, были еще деревни за рекой Яузой, около тех мест, где ныне Красные и Чистые пруды. Река под горой, протекающая исстари, называлась Смородинкой, потому что вершина ее взялась из болота в Можайском уезде, смородинными кустами изобилующего; Москвой же прозвана была по причине многих по дорогам мостков. На том самом возвышении, где ныне красуется Кремль, князь Георгий Владимирович построил деревянный городок и назвал его Москвой; но по старой привычке долго после того именовали его Кучковом. "Москва есть третий Рим, - восклицают старинные наши повествователи, - и четвертого не будет! Капитолий заложен на месте, где найдена голова человеческая. Москва также на крови основана и сделалась царством знаменитым". А мы скажем ныне, что Москва есть самобытная столица России, под сенью благоразумного правления Иоанна Даниловича Калиты невидимо возникшая. При его приемниках она скоро явилась на позорище света, и неведомое прежде имя ее так затвердилось у всех окрестных народов, что потом всю Россию называли Московией. Обширное приволье города, изобилие в нем благ земных и разнообразность жителей могут в самом деле казаться образцом целого государства. Москва не Россия, но сердце ее, а Кремль Палладиум россиян, хранилище святыни и семивековый свидетель священных обетов монарших о благе народном. Неисповедимыми судьбами всеуправляющего Москва многократно испытывала столь тяжкие бедствия, что близка была к разрушению; но десница вышнего спасала ее и при каждом претерпении чудесно возводила ее на высшую степень величия. Подобно Фениксу она из пепла своего возрождалась.

    2. Первое достоверное сказание о Москве

    В 1146 году князь Георгий Владимирович Долгорукий вел войну против Изяслава Мстиславича, который, свергнув Игоря Ольговича, овладел не по старшинству великокняжеским престолом киевским. Новгородо-Северский князь Святослав Ольгович, родной брат сверженному Игорю, был верным союзником Долгорукого. Им удалось выгнать приверженного к Изяславу князя рязанского из удела его, овладеть Торжком и разорить часть смоленской области. Возвышая успехи побед своих, суздальский князь 28 марта 1147 года сделал великолепное пиршество в основанном им городе Москве, угощал там помогавших ему князей Святослава Ольговича с сыном его Олегом и князя Владимира Святославича с боярами их и всех одарил щедро; а князь Олег Святославич отдарил основателей Москвы красивым пардом. Сей зверь считался тогда редкостью, которую доставали из Греции. Вот первое, на достоверности исторической основанное, сказание о существовании Москвы. Некоторые из прежних летописателей, стараясь возвеличить Москву изысканием ей древнейшего начала, касаются даже праотца Мосоха; другие приписывают ее основание Олегу, князю мурманскому; но сии гадательные предположения сами собой исчезают во мраке неведомых нам веков. На что присвоивать Москве древность неимоверную! Мы чрез то не прибавим ничего к ее величию. Теперь сомнению не подлежат, что она до сего дня существует более 673 лет. А если бы узнали об ней не прежде 1812 года, то и сего довольно для знаменитости ее. Имя Москвы пребудет навсегда эхом славы в веках отдаленнейших.

    3. Кому принадлежала Москва до установления в ней удельного княжения

    По вступлении князя Георгия Владимировича Долгорукого на великокняжеский в Киеве престол, сын его князь Андрей Георгиевич, сочетавшийся браком с дочерью убиенного в Москве боярина Кучки, уехал по совету шурьев в своих в 1155 году тайно из Вышегорода в землю Суздальскую, где он родился и был воспитан. Сей набожный князь взял с собой из Вышегородского монастыря славившуюся чудотворениями икону Божьей матери, написанную св. евангелистом Лукой и привезенную из Константинополя с другой иконой под названием Прирогощей. Избрав на берегу Клязьмы в прежнем своем уделе место, он заложил город Боголюбов, распространил дедом его Мономахом построенный тамо Владимир и украсил многими зданиями. По кончине родителя своего он основал тут новое великое княжение Владимирское и приготовил Россию северо-восточную быть средоточением государства. Младенчествующую Москву великий князь Андрей, прозванный Боголюбским, отдал тогда во владение братьям жены своей Петру и Иоакиму Кучковичам, как достояние отца их. Но они были столь неблагодарны, что умертвили своего благодетеля и государя. Когда ж вступивший 1176 года на великокняжеский престол Всеволод Георгиевич наказал смертью убийц брата своего, то Москва в продолжение тридцати шести лет оставалась присоединенной к прочим городам великого княжения Суздальского и Владимирского. После Всеволода ссорящиеся между собой сыновья его Георгий, Константин и Владимир попеременно отнимали Москву один у другого, а как старейший из них князь Георгий Всеволодович утвердился на великом княжении, то при владении его Москва двадцать лет беспрерывно приращалась. Отраженный с тремястами тысяч воинов монгольским ханом Октаем для завоевания всей России, племянник его Батый сжег Москву 20 генваря 1238 года, взяв тут в плен великокняжеского сына Владимира Георгиевича, умертвил московского воеводу Филиппа Няньку и побил жителей, не щадя ни стариков, ни младенцев. Наследовавший после Георгия Всеволодовича, падшего от мечей татарских при реке Сити, брат его Ярослав, обновляя разоренные города, воздвиг и Москву из пепла и водворил тамо жителей ее, по лесам укрывавшихся. Великий князь Ярослав скончался 30 сентября 1246 года на возвратном пути из Орды. Старший по нем Святослав Всеволодович, вступив на великокняжеский престол, отдал Москву в удел сыну Ярославова Михаилу Храброму. Сей Михаил с московскими воинами изгнал дядю своего Святослава из Владимира; но, воюя с литовцами, был убит. После кончины его великий князь Андрей Ярославич присоединил Москву опять к великому княжению Владимирскому и владел ей только два года. Не терпя ига татарского, он тайно уехал из Владимира и со всем семейством переселился в Швецию. На место его знаменитый воинскими подвигами и отличный благоразумием брат его новгородский князь Александр Ярославич Невский утвержден был от хана Сартака на великокняжеском престоле владимирском. Герой Невский властвовал над Москвой четырнадцать лет. Жертвуя собой благу отечества, он четырехкратно ездил в Орду ходатайствовать у ханов за подданных своих и, возвращаясь оттуда, скончался 23 ноября 1263 года на берегу Волгу близ Городца. Преемником его был родной брат тверской князь Ярослав Ярославич, который, владев девять лет, кончил жизнь также на пути своем из Орды. По кончине его Москва, беднейший удел великого княжения Владимирского, досталась меньшому сыну Александра Невского Даниилу.

    4. Происшествия, касающиеся до Москвы при удельном князе Данииле Александровиче

    Краткое хронологически предложенное обозрение происшествий, касающихся особенно до Москвы, во времен удельного московского князя Даниила Александровича объяснит постепенное превращение сего города, соделавшегося при единовластителе великом князе Иоанне Васильевиче столицей государства Российского, и поведает народные бедствия в течение двух столетий ею претерпенные.

    По случаю междоусобия в 1293 году между двумя сыновьями Александра Невского князем Дмитрием Переславским и Андреем Городецким, меньший брат их московский удельный князь Даниил Александрович, быв на стороне Андрея, впустил в Москву призванных союзником его татар под предводительством Дюденя; но дружелюбный его прием сим хищникам не спас Московского удела и самого города от того опустошения и грабежа, коим подверглись тогда ж Муром, Суздаль, Владимир, Юрьев и проч. В 1300 году князь Даниил ходил с московским ополчением на Рязанские области. Удачно сражаясь там, он побил много татар и, взяв рязанского князя Константина Романова в плен, привел в Москву. В 1302 году бездетный князь Иоанн Дмитриевич духовным завещанием утвердил Переяславль и Дмитров за дядей своим князем Даниилом. Чрез сие приобретение удел Московского княжения нарочито усилился. 5 марта 1303 года скончался сей московский князь. Укрепив деревянной стеной, она зародил ее быть некогда великокняжеской столицей.


    5. Происшествия при великом князе Георгии Даниловиче

    Старший сын князя Даниила Александровича князь Георгий лишь получил в Переяславле известие о кончине своего родителя, то собрал войско, отправился к Можайску, присоединил сей город к своему уделу и с плененным тамо князем Святославом Глебовичем торжественно въехал в Москву. Родный дядя его великий князь Михаил Ярославич для укрощения дерзости своего племянника, оспоривавшего у него великое княжение Владимирское, подступил в сентябре 1305 года с войском к Москве; но под стенами ее примирился без кровопролития. Георгий приказал умертвить в 1307 году содержавшегося в Москве пленника рязанского князя Константина Романовича, овладел Коломною, которая с тех пор и осталась принадлежащею к Московскому уделу. Родные братья его Александр и Борис, не терпя насилия его, тогда же уехали от него тайно в Тверь. Великий князь, беспрестанно раздражаемый Георгием, 25 августа 1308 года пришел опять с войском к Москве и сразился с ним; но, не могши одолеть его, принужден был отступить. Московский князь, пользуясь долговременным в Орде отсутствием своего соперника, убедил новгородцев признать его своим князем и в генваре 1315 года сел на престол у св. Софии. Когда ж Михаил Ярославич возвратился из Орды, то Георгий позван был туда дать отчет хану Узбеку. Прожив три года у татар, он женился там на сестре Узбековой Кончаке, нареченной в крещении Агафиею, и, возвратясь в Россию со многими татарскими полчищами под предводительством Кавгадыя, возведен на великокняжеский престол во Владимире. Он не удовольствовался получением желанного им первенства, но устремился к завоеванию Твери, присовокупив к татарам и свои войска. 1318 года 22 декабря, сразясь за 40 верст от Твери, он был разбит великим князем Михаилом. Супруга его с братом его князем Борисом и с воеводою Узбековым Кавгадыем попались в плен победителю. Побежденный побежал к новгородцам и, собрав у них ратников, готовился к новой битве; но примирились на том, чтоб итти обоим в Орду на суд к хану. В продолжение мирных переговоров скончалась скоропостижно в Твери пленная супруга Георгия и разнесся слух, будто отравлена была ядом. Непримиримый Георгий поскакал к Узбеку и наветами своими очернил неприятеля своего перед ханом. Прибывший туда же великий князь тверской Михаил Ярославич был судим и предан лютой смерти. С сыном убиенного князем Дмитрием Михайловичем Георгий заключил в 1320 году мир, после которого тверской князь обещался не оспаривать великое княжение у Георгия и заплатить ему две тысячи рублей. Сердечное оскорбление сего юного князя не изгладилось от сего примирительного начертания; он непрестанно искал случая отмстить Георгию за смерть своего отца и чрез пять лет после сего успел преклонить хана на свою сторону, выпросив у него великое княжение Владимирское. Георгий позван был в Орду. Князь Дмитрий, при первой с ним встрече тамо, пронзил его мечом своим.

    6. Происшествия в Москве при великом князе Иоанне I

    При обладании великого князя Георгия Москвою, когда он уезжал в Орду, в Новгород и бывал в походах, брат его князь Иоанн Данилович оставался в сем городе и распоряжал всем уделом. Как скоро дошло до него известие о бедственной кончине Георгиевой, то и принял он в свое полное владение Москву с принадлежавшими тогда к ней городами Можайском, Коломной, Звенигородом, Рузой, Серпуховом и Перемышлем. Иоанн, призвав из Владимира митрополита Петра для погребения привезенного из Орды тела Георгиева, умолил сего святителя остаться в Москве. Сей первосвященник, святостью жития своего препрославленный, там и скончался 20 декабря 1326 года, быв пастырем православных церквей в России более 18 лет. В 1328 году прислан в Россию посвященный константинопольским патриархом митрополит Феогност, родом грек, и водворился также в Москве. С того времени кафедра митрополитов Всероссийских установилась в сем удельном городе, что придало ему важный перевес пред Владимиром. Постоянное в Москве пребывание первосвященника готовило и ее к первенству над другими городами российскими.

    Князь Иван Данилович позван был Узбеком в Орду, который, дав ему 50 000 воинов, повелел наказать великого князя тверского Александра Михайловича разорением владений его за умерщвление ханского двоюродного брата Шевкала со многими татарами. Когда Иоанн исполнил волю Узбека и изгнал из Твери Александра, то в награду получил великое княжество Владимирское со удержанием при себе и Московского удела.

    В сие бедственное время Киев завоеван уже был литовцами и со всеми южными областями отделился от России. Сверх чаяния Иоаннова хан Узбек умилосердился над жившим во Пскове изгнанником князем Александром и в 1339 году дозволил ему вступить во владение Тверского княжения. Многие из недовольных им бояр переехали тогда из Твери с семействами и слугами в Москву. Утвердившийся в правах своих Александр, в отмщение за то и по закоренелой ненависти к князю Иоанну Даниловичу, начал вооружать против него удельных князей, устрашая их опасностью от самовластия его, ничем не ограничиваемого. Иоанн, предугадывая из того неблагоприятные для себя последствия, поехал немедленно в Орду и внушил хану о вредных для самой Орды замыслах Александровых. Узбек всему поверил и, призвав к себе тверского князя, умертвил его. Избавленный от опасного совместника, обладатель Москвы еще более усилился, требовал беспрекословного повиновения от удельных князей и преемникам своим открыл путь к присвоению над ними владычества. Татары не умели предвидеть, что, способствуя единовластию князя Московского, сами готовили свободу порабощенной ими России. Около сего времени Иоанн I приобрел покупкою три города: Углич, Белозерск и Галич. Почувствовав приближение к смерти, он постригся и 31 марта 1340 года скончался, оставив после себя трех сыновей: Симеона, Иоанна и Андрея. Прозвание Калиты дано ему оттого, что был щедр, всегда носил с собой калиту (кошелек) с деньгами и наделял бедных.


    7. Происшествия при великом князе Семеоне Иоанновиче Гордом

    По кончине родителя своего князь Семен Иоаннович немедленно отправился в Орду с братьями своими и без затруднения провозглашен был великим князем. Возвратясь оттуда, он торжественно воссел 30 октября 1340 года на престоле владимирском, а прибыв в Москву, написал договорную грамоту с братьями своими о взаимном соблюдении неразрывного согласия и над отцовским гробом вместе с ними утвердил сей союз клятвой. Считая себя законным князем Великого Новгорода и быв оскорблен заключением там в оковы наместников его, великий князь созвал в Москву всех князей удельных, известил их о нанесенной ему от новогородцев обиде и вытребовал от них вспомогательные войска; выступил с грозным ополчением против дерзновенных. Новгородцы не могли противоборствовать ему, испросили мир и покорились на таких условиях, которые сообразны были с свободолюбием их и с честью княжеской.

    По случаю смерти Узбековой и воцарения в Орде сына его Чанибека, великий князь с митрополитом Феогностом ездил 1342 года в Орду для поздравления нового хана и благополучно возвратился оттуда. Митрополита же задержал Чанибек, требуя с него ежегодно церковной дани; но Феогност, ссылаясь на льготные от прежних ордынских ханов грамоты, избавил духовенство от податей.

    1343 года в Москве был пожар, от которого сгорело одних церквей 28 и множество домов. В 1349 году литовский князь Олгерд прислал в Москву послов с дарами для заключения мира. Симеон по просьбе Олгерда выдал за него свояченицу свою, княжну Иулианию, дочь великого князя тверского Александра Михайловича; а за брата его Любарта племянницу свою по сестре, дочь ростовского князя Константина.

    1352 [года] великий князь отправился со многочисленною ратью к Смоленску, но близ Боровска встретился он с полками Олгердовыми, ехавшими в Москву для примирения его с князем смоленским. Идучи далее, встречен был на берегах Угры смоленскими послами, с которыми заключил выгодный мир и возвратился с торжеством в Москву, не обнажив меча своего. Декабря 6-го того ж года митрополит Феогност посвятил наместника своего Алексея в епископы володимирские и благословил его быть преемником Российской митрополии.

    В 1353 году постигло Россию ужаснейшее из всех народных бедствий - моровая язва, известная в целом свете под названием черной смерти: люди умирали повсюду тысячами и не находили никаких средств ко спасению. 11 марта сего года преставился митрополит Феогност и положен близ гроба св. Петра митрополита. Чрез три дни скончались у великого князя два сына малолетние: Иоанн и Симеон, а 25 апреля и сам великий князь был жертвою свирепствовавшей в Москве смертоносной болезни. Видев неминуемую смерть, он постригся, переименовав себя Созонтом. В монашеском уже сане написал он духовное завещание, по силе которого назначил преемником брата своего князя Иоанна Иоанновича, подтвердив меньшим братьям повеление отца своего жить между собою согласно, установленного в делах государственных порядка не переменять, клеветников не слушать, а принимать советы от старых бояр и митрополита. При жизни и по кончине его прозвали Гордым за величавость и строгое властительство над удельными князьями. Он первый начал именовать себя великим князем всея России. Сей титул был вырезан на печати его. Во дни сего государя основана Троицкая лавра сыном ростовского боярина Кирилла Варфоломеем, который, поселясь на том месте среди дремучих лесов, христианскими своими добродетелями и богоугодною жизнию обратил на себя внимание современников своих; потом был пострижен и наречен Сергием и посвящен во игумена основанной им обители.


    8. Происшествия при великом князе Иоанне II

    Родной брат Симеонов князь Иоанн Иоаннович безотлагательно отправился в Орду для испрошения у хана Чанибека подтверждения на достоинство великого князя; ибо без того ближайшее право наследственное не могло иметь своей силы.

    В то же время владимирский епископ Алексей по грамотам, от патриарха Филофея полученным, отправился в Константинополь на посвящение в митрополиты Всероссийские. 1354 года марта 29-го возвратился из Орды утвержденный ханом в достоинстве великого князя Иоанн Иоаннович; а через несколько месяцев прибыл из Греции в Москву и митрополит Алексей. Но через год явился в Россию другой митрополит, именем Роман, в Константинополе же посвященный. Сие побудило святителя Алексея вторично ехать в Грецию к патриарху с жалобой на происшедшее неустройство в России от постановлений двух митрополитов. Филофей велел митрополиту Алексею быть киевским и владимирским; а Роману литовским и волынским.

    1357 [года] августа 18-го по приглашению хана Чанибека жены Тайдулы митрополит Алексей ездил в Орду и исцелил ее от тяжкой болезни. Возвратясь оттуда, святитель не долго был в Москве, поехал в Киев и прожил там два года, употребив сие время на возобновление запустевших храмов в древней столице российской.

    1359 [года] ноября 13-го скончался великий князь Иоанн Иоаннович на 33-м году от рождения. Следуя примеру отца своего и брата, он постригся пред смертию в монахи и так же, как они, оставил после себя духовное завещание, в котором подробно предписывал детям своим и великим княгиням, кому чем владеть.

    При Иоанне II Капчакское царство начало испытывать потрясения в непрочном своем основании и день от дня приметно клонилось к падению. Хан Чанибек был убит сыном своим Бердибеком, который вскоре умер. По нем наследовал хан Кульпа, умерщвленный Наврусом; и сего Навруса убил Хидырь и, воцарившись в Орде, дал грамоту на великое княжение российское Дмитрию Константиновичу суздальскому.


    9. Происшествия при великом князе Димитрии Иоанновиче Донском

    Двенадцатилетний владетель Москвы, князь Димитрий, старший сын Иоанна II, поехал в Орду оспаривать великое княжение у суздальского князя Димитрия Константиновича, но сопровождавшие его бояре, охраняя юного государя от происходящих тамо междоусобий, возвратились с ним в Москву. Когда ж узнали, что по умерщвлении ханов Хидыря и Темирхози воцарился в Сарае Амурат-хан, брыт Хидырев, то князь Дмитрий московский и князь Константин суздальский отправили в Орду послов своих, предая на суд новому хану, кому из них повелит быть главою князей российских. Амурат решил в пользу Димитрия и провозгласил его великим князем. По получении ханского ярлыка на великокняжеское достоинство, отрок-государь, руководствуемый в управлении дел государственных матерью своею, митрополитом и верными боярами, отправился с московским воинством во Владимир воссесть на прародительский престол. По случаю разделения Катакской Орды слабость господствовавшего в Сарае хана Амурата побудила великого князя искать покровительства и у другого хана Авдула, поддерживаемого грозным и сильным темником Мамаем. Довольный изъявлением покорности, Авдул прислал к нему с послом своим жалованную грамоту на великое княжение, по которой Дмитрий должен был вторично возведен быть на престол во Владимире. Искание милости в Мамаевой Орде раздражило сарайского хана Амурата. Он прислал в Суздаль посла с грамотой, которой пожаловал великое княжение владимирское князю суздальскому Димитрию Константиновичу. Сие понудило великого князя в 1363 году собрать в Москве сильное ополчение и вооруженною рукой выгнать соперника своего из Владимира.

    В июне 1365 года опустошил Москву необычайный пожар, названный в летописях Всесвятским потому, что начался от церкви Всех святых. Огонь, разносимый повсюду, бурей истребил в самое короткое время не только посад, загородье и заречье; но и в Кремле не уцелело ни единого деревянного дома. В следующий потом год другое бедствие постигло столицу: язва моровая распространилась в окрестностях ее, заразила и городских жителей. Великий князь Дмитрий Иоаннович, достигнув совершеннолетия, 18 генваря 1367 года вступил в брак с дочерью оспоривавшего у него владимирский престол суздальского князя Димитрия Константиновича Евдокиею. По причине морового поветрия свадьбу сию праздновали не в Москве, а в Коломне.

    В 1368 году литовский князь Олгерд со многочисленными полками вступил в российские пределы и, побив 12 ноября собранное наскоро передовое войско великого князя, подступил к Москве. Три дни держал он в осаде город, но каменные уже тогда стены Кремля и несносный холод заставили его удалиться восвояси. Сие внезапное нашествие, грабительство и причиненные Олгердом при отступлении опустошения летописцы причисляют к ужаснейшим бедствиям, Москвою претерпенным. Навождением князя тверского Михаила Александровича литовский князь Олгерд опять явился 6 декабря 1370 года под стенами Москвы. Восемь дней опустошал он окрестности, но сделать приступа к Кремлю не осмелился и потребовал мира, предложив в знак примирения дочь свою Елену за двоюродного брата Димитриева князя Владимира Андреевича. Великий князь согласился сделать перемирие только на полгода. После чего Олгерд, устрашенный необычайной оттепелью и набранными против его в Перемышле и в Рязани многочисленными полками, возвратился в свою землю.

    Мамай соединил в сие время Золотую Орду с Волжскою и, объявив над обеими ханом Мамат-султана, сам под его именем неограниченно господствовал. Сие обстоятельство решило обладателя Москвы отправиться 15 июля 1371 года в Орду; новый хан Мамат утвердил его в достоинстве великого князя и удовольствовался данью умереннейшей.

    Князь Олгерд, приступавший два раза к Москве, предпринял и третий поход, надеясь найти Димитрия по-прежнему не готового к обороне; но близ Калуги 12 июля 1372 года претерпел сильное поражение от передового отряда московского. Когда ж увидел пред собой многочисленное войско, предводительсвуемое самим великим князем, то предложил мир.

    1373 [года] скончался тысячский московский Василий Васильевич Вельяминов; после его не было уже в Москве тысячских, которых избирали граждане для предводительствования военными их людьми. Они, подобно князьям, имели особенную дружину. Сын его Иван изменил государю, бежал из Москвы с богатым купцом Некоматом и предался тверскому князю. В 1376 году константинопольский патриарх Филофей прислал в Москву посвященного им в Россию митрополита Киприана, ученого серба. Великий князь, негодуя на сие произвольное постановление, объявил, что Россия имеет первосвященника Алексея, и не принял Киприана, который принужден был отъехать в Киев и тамо управлял литовским духовенством.

    1377 [года] февраля 12-го преставился в Москве святой митрополит Алексий 85 лет, правив церковью всероссийской 24 года, и погребен был с великой честью, ради праведного и общеполезного жития его, созванными к тому двадцатью архиереями в построенном им Чудовском монастыре. Преемником ему заранее назначил уже государь духовника своего протопопа Митяя, который приобрел от него такую доверенность, что участвовал во всех гражданских делах и был хранителем государственной печати. Для достижения сана первосвященника Димитрий приказал ему постричься и в тот же день возвел его на степень архимандрита Спасского, что на Бору, монастыря. По кончине митрополита он самовластно возложил на себя белый клобук и вступил во все права иерарха всероссийского. Чрез год отправился он в Грецию на постановление в митрополиты с послом великого князя боярином Юрьем Васильевичем Кочевиным-Олешинским, в препровождении многих духовных и светских сановников; но в виду Константинополя на корабле скончался. Посол великого князя, нашедши в Митяевом ларце белую хартию, утвержденную государственной печатью, написал на ней к императору и к патриарху грамоту, что для постановления в митрополиты посылается бывший в Митяевой свите переяславский архимандрит Пимен, который задаренный патриарх Нил и посвятил.

    1379 [года] августа 31-го казнен в Москве пойманный беглец Иван Вельяминов, сын тысячского. Ему, как государственному преступнику, возмущавшему тверского князя и Мамая, отрублена голова всенародно. Сия смертная казнь в Москве есть первая.

    1380 [года] августа 26-го великий князь выступил из Москвы с собранными им войсками числом от ста пятидесяти до двухсот тысяч человек против идущего на него с сильнейшим татарским ополчением Мамая. Кровопролитнейшее между россиянами и татарами сражение происходило за рекою Доном на берегах Непрядвы на Куликовом поле, где с обеих сторон легло до двухсот тысяч человек. Князь Дмитрий Иоаннович одержал совершенную победу, и разбитый Мамай принужден был искать своего спасения в бегстве, покинув весь обоз. Сия первая над татарами победа, положившая основание всем бывшим после того победам, останется навеки славной в наших летописях; она озарила свободу России. Победитель Мамая единогласно прозван был Донским, а сподвижник его князь Владимир Андреевич - Храбрым. 28 сентября великий князь Димитрий Иоаннович торжественно въехал в Москву и, в изъявлении вечно признательности к подвизавшимся за отечество воинам, построил церковь во имя Всех святых, прозываемую на Кулишках, установил в роды родов совершать поминовение по убиенным на Куликовском сражении в первую субботу пред Димитриевым днем, то есть между 18 и 26 числом октября. Сия суббота с того времени называется родительской. Доныне поминают тот день усопших 1381 года. В праздник Вознесения господня въехал в Москву призванный великим князем из Киева митрополит Киприан и при многолюдном стечении народа радостно встречен был со всеми духовными почестями. Великий князь, узнав о кончине Митяя, вызвал сего первосвященника из Литвы, а с посвященного в Греции митрополита Мимена повелел снять белый клобук и отвезть в Чухлому на заточение.

    Воцарившийся в Орде хан Тохтамыш, злобствуя на великого князя Димитрия за неприсылку дани и за уничижение татар, двигнулся во многой силе и, путеводимый рязанским князем Олегом, облег 14 августа 1382 года Москву. Три дни приступал он к Кремлю без всякого успеха. Москвитяне под начальством литовского князя Остея храбро оборонялись и много побивали татар. Злобный хан прибегнул к обману: вступив в переговоры, он велел поклясться послам своим, что не коснется ни до кого, если почтят его дарами и впустят в город. Легковерные защитники обольстились клятвой и были жертвой коварного вероломства. Вместо обещанной пощады татары с обнаженными мечами ворвались 26 августа в Кремль и с остервенением побили до 24 000 человек, ограбили церкви, искав сокрытых сокровищ, раскрывали гробы, сожгли все дома; а избегших от губительного их меча юношей и девиц повлекли за собой в плен. Герой Донской, не готовый к отражению сего внезапного нашествия, был тогда в Костроме; возвратясь в свою столицу, увидел вместо жилищ пепел еще дымящийся и трупами покрытые площади, услышал стоны умирающих от ран и сам горестно восстенал; но не пал духом и со всей деятельностью начал возобновлять Москву. В октябре месяце возвратился из Твери в Москву и митрополит Киприан. Самовольное отлучение пастыря из столицы во время общей напасти раздражило великого князя. Он послал его назад в Киев и тогда же вызвал бывшего в ссылке митрополита Пимена.

    В 1389 году марта 25-го заключена договорная грамота между великим князем и двоюродным братом его князем Владимиром Андреевичем Храбрым, достопамятная утверждением нового порядка в наследии великого княжения от отца сыновьям и отменением древнего, по которому племянники должны были уступать свое право дяде.

    9 мая того ж года преставился победитель татар великий князь Димитрий Иоаннович Донской не монахом - навладетелем. Жив 40 и княжив 27 лет, наследие великокняжеское он представил старшему сыну своему Василию, меньшим же назначил уделы: Юрию - Звенигород, Рузу и Галич, Андрею - Можайск, Верею, Калугу и Белозерск, Петру - Дмитров и Углич. Печальный образ погребения великого князя на другой день по кончине совершен приехавшим за милостыней в Москву трапезундским митрополитом Феогностом, двумя епископами и святым Сергием-игуменом; а митрополит Пимен тайно уехал тогда из Москвы в Константинополь состязаться о первенстве с киевским митрополитом Киприаном.

    При сем государе началось в Москве битие серебряной и медной монеты, а кожаные куны оставлены.


    10. Происшествия при великом князе Василий I

    Старший сын и наследник Донского Василий Дмитриевич не был оспориваем никем из удельных князей и, признанный в достоинстве великого князя ханом Тохтамышем, возведен 15 августа 1389 [года] татарским послом Шахматом на престол во Владимире.

    1390 [года] июня 22-го около полудня загорелся в Москве посад за городом в доме армянина, а в продолжение ночи выгорело несколько тысяч домов.

    1391 [года] генваря 9-го великий князь сочетался браком с дочерью литовского князя Витовта Софиею и венчан был в Москве вызванным из Киева митрополитом Киприаном. В сентябре месяце 1393 [года], для охранения посада московского от нашествия неприятельского, начали копать ров от Кучкова поля и вели оный до Москвы-реки, разрывая на сей черте многие дворы граждан.

    В 1394 году сильный пожар опять истребил в Москве несколько тысяч домов. 1406 [года] сентября 16-го скончался в Москве митрополит Киприан, быв первосвященником попеременно в Киеве и в Москве 30 лет. Он первый написал прощальную грамоту к пастве своей для всенародного прочтения при погребении. С того времени все преемники его последовали оставленному им примеру и пред кончиной своей заготовляли таковые ж грамоты, в которых, благословляя живущих и вознося мольбы к всевышнему о усопших, испрашивали сами у всех прощения в своих согрешениях.

    1408 [года] декабря 1-го татарский князь Эдигей со всей Ордой внезапно явился пред стенами Москвы. Многие полчища свои он разослал наперед по всем городам великого княжения. Переславль-Залесский, Ростов, Дмитров, Серпухов, Нижний Новгород и Городец были взяты без сопротивления и варварски опустошены. Пленников связанных гнали в Орду по снегам, как летом стада овец. Великий князь с супругой и с детьми уехал для собрания войск в Кострому, оставив защищение столицы князю Владимиру Андреевичу Храброму, братьям своим и боярам. Князь Владимир, предупреждая, чтоб татары не сделали приметов к городским стенам, до прихода их велел зажечь ближайшие дома, от чего и весь город запылал. Бедствие граждан дошло до последней крайности; ибо жен и детей в крепость не впускали и беззащитные погибали, не имев нигде пристанища. Эдигей стоял под осажденной Москвой три недели, надеясь оголодить ее, и расположился зимовать в Коломенском. Но вдруг получил повеление от оставленного им в безлюдных улусах хана Булата как можно скорее возвратиться и защитить от напавших на него мятежников, угрожающих овладеть Сараем. Поспешая спасти своего государя от предстоявшего ему бедствия, татарский военачальник объявил осажденным, что отступит от города, если дадут ему откуп. Они тотчас послали ему три тысячи рублей, а любые варвары 21 декабря сняли осаду, но, удалясь от пределов российских, разорили Рязань.

    1410 [года] апреля 22-го приехал в Москву постановленный в Константинополе патриархом Матвеем митрополит всея России Фотий, родом грек из Мореи.

    В конце сего года скончался князь Владимир Андреевич Храбрый. По духовной отказал он между прочим принадлежавшую ему треть Москвы пятерым сыновьям своим вместе, чтоб они ведали ею погодно; другую терть сыновьям Донского, а третью великому князю. Под сим разделением не иное что разуметь надлежит, как доходы со столицы сей, на три части разделенные.

    Смятение в Орде были беспрерывные. Хана Булата свергнул Темир, принужденный вскоре уступить Капчакскую Орду Тохтамышеву сыну Зелени-султану, к которому сам великий князь в 1412 году поехал с богатыми дарами; но в продолжение пути его воцарился в капчакской столице хан Керимбердей, весьма благоприятно принявший Василия Дмитриевича.

    1414 [года] великий князь выдал дочь свою, великую княжну Анну, за царевича Иоанна, сына императора Мануила. В 1415 году киевская митрополия отделилась от великороссийской; епископы южной России без благословения константинопольского патриарха, угождая великому князю литовскому Витовту, посвятили в митрополиты киевские ученого болгарянина Григория Цамблака.

    1419 года выпал глубокий снег и захватил на полях не убранную еще жатву, от чего сделался во всей России голод, около трех лет продолжавшийся, и цена на рожь крайне возвысилась, так что за оков ржи (восемь осьмин) платили в Нижнем по шести рублей, то есть фунт с четвертью серебра, а наконец негде было и купить ни за какую цену.

    1422 [года] апреля 18-го в полночь загорелся в Москве дот от пороха, и горел город до половины дня. 27 февраля 1425 [года] великий князь Василий Дмитриевич скончался на 53 году от рождения, княжив 36 лет и оставив преемником своим в достоинстве великокняжеском старшего своего сына Василия. Он увеличил великое княжение и присоединил к областям своим многие города, как-то: Нижний Новгород, Суздаль, Муром, Тарусу, Новосиль, Козельск, Бежецк, Верх, Вологду, Ростов и землю Вятскую. При нем начали счислять годы от сотворения мира с сентября месяца, оставив древнее летосчисление с марта. При начале государствования его появился в Москве порох. Арматы и стрельбу огненную вывезли в Россию из немецкой земли; а вскоре потом научились и русские составлять сие зелье для стрельбы из пушек.


    11. Происшествия при великом князе Василии II

    Правление десятилетнего Василия Васильевича ознаменовалось в самом начале худыми предвещаниями. Дядя его, галицкий князь Георгий Дмитриевич, вооруженною рукой оспоривал у него право великокняжения; в Москве появилась моровая язва; а великая засуха произвела голод. Для решения спора с дядей о старшинстве он в детских летах принужден был ехать в Орду. Хан Ахмат сам председательствовал на суде и, объявив юного Василия великим князем, приказал дяде его Георгию в изъявление повиновения, по азиатским обычаям, вести под ним коня. Ханский посол Улан 1432 года торжественно посадил Василия на трон в Москве у золотых дверей на рундуке при входе в Успенский собор. 1433 [года] февраля 8-го великий князь женился на княжне Марии Ярославне, внуке Владимира Храброго.

    Галицкий князь Георгий, не уважая ханского решения, вступил с войском в Москву и всенародно объявил себя великим князем. Удалившийся в Кострому Василий взят был в плен и из милости получил от дяди своего удел Коломну. Московские жители и других городов, признавая его законным наследником, а Георгия хищником, оставили свои дома и предались Василию, так что Москва опустела в несколько дней. Георгий принужден был возвратить столицу племяннику своему, удалиться в свой Галицкий удел и заключил мир; но скоро нарушил его. В апреле месяце 1434 [года] опять овладел он Москвой, пленил мать и супругу Васильеву и снова провозгласил себя великим князем. Приключившаяся ему в июле месяце смерть положила предел суетным его предприятиям. Законный властитель Москвы вступил тогда ж в свои права. Старший сын Георгиев Василий Косой предпринял чрез вероломство захватить в плен великого князя; но сам попался к нему и лишен был за то зрения.

    Основавший на развалинах древней Болгарии Казанское царство хан Махмет 1439 года июля 3-го явился под стенами Кремля, сожег Коломну и, набогатясь добычами, удалился.

    По кончине в 1431 году митрополита Фотия великороссийская церковь шесть лет была без пастыря. Когда утишили внутренние в Москве смятения, то наречен был иерархом добродетельный Иона, епископ рязанский; но до прибытия его в Константинополь патриарх посвятил уже митрополита в Россию - фессалоникского грека Исидора. Папа Евгений IV в намерении подчинить под власть свою греческую церковь созвал осьмой собор Вселенский сперва в Ферраре, а потом перевел его во Флоренцию и пригласил туда ж преданного ему нового митрополита российского. Исидор возвратился 1440 года в Москву с достоинством кардинала под именем папского легата, обвестил предварительно российские и литовские епархии о соединении восточной церкви с западной. Когда ж пред всеми прочтена была велегласно грамота осьмого флорентийского собора на амвоне церковном в Успенском соборе, то все изумились. Великий князь сам вступил в прение с Исидором и обличил его в отступлении от греческого православия. По рассмотрении подробнейшем соборного во Флоренции постановления, российское духовенство нашло оное несообразным с древними уставами святых отец и признало Исидоро еретиком. Государь приказал сего лжепастыря, променявшего непрочность веры на почести и злато, содержать под стражей в Чудове монастыре и обращать его на путь истины. Когда же он ушел тайно из монастыря, то не послано за ним и погони. Вместо его рязанский епископ Иона, не быв еще посвящен в митрополиты, остался первенствовать в делах церковных.

    Великий князь, отразив в 1445 году овладевшего Нижним Новым городом казанского хана Улу-Махмета, распустил войско и возвратился в Москву, как вдруг пришла весть, что казанские царевичи Мамотек и Ягуп приближаются к Суздалю. Он тот же час отправился против сих многочисленных полчищ с одной только дружиной своей, настиг их, был разбит и от ран изнуренный принужден был 6 июля 1445 [года] с знатнейшими своими боярами отдаться в плен. В столице ужаснулись, узнав о сем злополучии. Государи ее никогда не бывали в плену. Ужас удвоился от ожидания татарского нашествия на Москву. Тут новая столь же неожиданная напасть постигла московитян. Ночью 14 июля сделался в Кремле такой сильный пожар, что ни одного деревянного здания там не осталось, даже каменные стены и церкви распадывались, и людей погорело до трех тысяч. Между тем казанский царь за лучшее почел дать свободу великому князю и, удовольствуясь умеренным откупом, отпустил его 1 октября; но и в самый день освобождения Васильева около шестого часа ночи жители Москвы устрашены были землетрясением. При радостных восклицаниях народа он въехал в столицу 17 ноября. Скрытный враг его двоюродных брат Дмитрий Шемяка, сын умершего князя галицкого Георгия, распространил при сем слухи, будто Василий за свободу свою клятвенно обещался отдать все города московские царю Махмету, и сделал заговор нечаянно овладеть Москвой и лишить свободы великого князя. 1446 [года] февраля 12-го он отправился на богомолье в Троицкую обитель; заговорщики того только и ждали; ночью вошли они в город, овладели Кремлем, потом захватили в монастыре самого Василия и привезли в Москву прямо на двор к Шемяке. 16 февраля ослепили его. Св. Иона убедил Шемяку дать ослепленному свободу и в удел Вологду. Там по совету приверженных к нему он предпринял выгнать злодея из Москвы, и 17 февраля 1447 [года] действительно вступил в свою столицу, а Шемяка, до крайности доведенный, страшными клятвами на записи обязался никогда не мыслить о великом княжении. Когда восстановилось спокойствие в государстве, то Василий Дмитриевич*, не обсылаясь с константинопольским патриархом, приказал съехавшимся в Москву российским архиереям посвятить в митрополиты св. Иону и чрез то на будущее время установил независимость российской церкви от греческого духовенства, мздой руководствуемого и приобщившегося тогда к постановлениям флорентийского собора. Между тем клятвопреступный Шемяка не переставал устроивать тайных козней против Василия и наказан за свое вероломство, ибо под Галичем 27 генваря 1450 [года] претерпел решительное поражение. Бывшая там жаркая битва считается самой кровопролитной и, к счастью России, последней из княжеских междоусобий.

    1451 [года] июля 2-го татары, проводимые царевичем Мазовшей, сыном Седи-Ахметовым, подступили к Москве и зажгли дома жителей. Ветер застилал Кремль дымом и наносил искры и головни на воинов, по городским стенам расставленным; долго не могли они ничего видеть и действовать. Лишь утих пожар, то сделали вылазку, бились с татарами до темноты ночной и принудили их отступить. Ожидая нового приступа, осажденные расставили ночью по местам огнестрельные орудия и приготовились к отражению; но с рассветом неприятель исчез, оставив весь тяжелый свой обоз. Татарам послышался вдали конский топот и гул, они подумали, что сам великий князь подспевает на помощь к городу и от страха побежали. 1462 [года] марта 17-го скончался на 47 году Василий Дмитриевич, прозванный по слепоте его Темным. Предпочитая временную пользу детей своих вечному государственному благу, он разделил области четырем сыновьям своим; но старший из них, преемник великого княжения Иоанн III умел дать новое бытие всей России, на уделы разделенной, и, свергув иго татар, преобратил ее в состав единодержавный. Во дни его царствования Москва соделалась первопрестольным градом государства Российского.

    * Ошибка автора. Василий Васильевич Темный. - С.Д.


    Rambler's Top100
    Hosted by uCoz